В конце октября поток высокоэнергетических частиц, прибывших от далекого взрыва сверхновой, мог стать причиной того, что пассажирский самолет внезапно потерял высоту, что привело к экстренной посадке.
Инцидент произошел 30 октября с воздушным судном JetBlue Airbus A320, которое следовало из Канкуна, Мексика, в Ньюарк, штат Нью-Джерси. Сообщается, что самолет неожиданно резко снизил высоту, находясь на cruising высоте над Флоридой. Хотя пилоты быстро смогли восстановить контроль над самолетом, по меньшей мере 15 пассажиров получили травмы, что заставило пилотов произвести экстренную посадку в международном аэропорту Тампы. На этой неделе Airbus выпустил заявление, в котором инцидент был связан с «интенсивной солнечной радиацией», которая могла испортить «данные, критически важные для работы систем управления полетом». В результате производитель приостановил эксплуатацию 6000 самолетов A320 для внедрения обновлений программного обеспечения, чтобы устранить уязвимость.
Однако есть одна загвоздка: уровни солнечной радиации 30 октября оказались незначительными и не достигали уровней, которые могли бы повлиять на электронные системы самолетов, как сообщил Клайв Дайер, эксперт по космической погоде и радиации из Университета Суррея в Великобритании. Вместо этого Дайер, который изучает воздействие солнечной радиации на электронику самолетов на протяжении десятилетий, считает, что бортовой компьютер затронутого самолета мог быть поражен космическим лучом — потоком высокоэнергетических частиц от взрыва далекой звезды, который мог путешествовать миллионы лет, прежде чем достичь Земли.
«Космические лучи могут взаимодействовать с современной микроэлектроникой и изменять состояние цепи», — сказал Дайер. «Они могут вызывать простую ошибку, как переключение 0 на 1 или 1 на 0. Это может привести к искажению информации и сбоям в работе. Но они могут также вызвать аппаратные сбои, когда в электронном устройстве возникает ток и оно выходит из строя».
Космические лучи часто возникают при взрывах массивных звезд в конце их жизни. Эти взрывы разгоняют потоки протонов, выбрасывая их по всей Вселенной со скоростью света. Космические лучи постоянно бомбардируют атмосферу Земли, взаимодействуя с молекулами воздуха и образуя потоки экзотических частиц, таких как мюоны, высокоэнергетические нейтроны и позитроны.
Следующий уровень угрозы приходит от солнечных всплесков, которые могут быть в десятки раз более энергичными и, в крайних случаях, в тысячи раз, чем частицы из космического потока. Когда солнце становится активным, инциденты, вызванные одиночными событиями сбоев в электронике самолетов, могут быть более частыми.
На самом деле, менее чем через две недели после инцидента с JetBlue потенциально опасные уровни солнечной радиации, вызванные мощным солнечным всплеском, сохранялись в атмосфере на высоте полета в течение нескольких дней. Таким образом, обновление программного обеспечения Airbus имеет смысл, хотя, по мнению Дайера, солнечная активность не могла стать причиной инцидента.
Дайер отмечает, что производителям следует создавать надежную электронику, особенно в критически важных системах безопасности. «Небольшая проблема в том, что за 20 лет они стали самодовольными, потому что не было каких-либо значительных событий солнечной погоды», — говорит он.
Для специалистов, занимающихся воздействием космической радиации на электронику, случай с JetBlue является предостережением. С учетом активной солнечной активности риск серьезных инцидентов, вызванных энергичными солнечными всплесками, растет. «Вы можете столкнуться с огромными увеличениями радиации от солнца, в тысячу раз превышающими космические лучи, и тогда множество самолетов могут быть подвержены этому воздействию», — добавил Дайер.
Поделитесь в вашей соцсети👇

Ваш комментарий