В ноябре уровень радиации в атмосфере Земли достиг рекордных высот за последние два десятилетия после редкого солнечного супер-всплеска, обрушившегося на планету с высокоскоростными частицами. Этот солнечный всплеск, яркая вспышка света, возникла из солнечного пятна AR4274 11 ноября. Классифицированный как мощный X5.1, всплеск стал следствием серии менее сильных всплесков и корональных выбросов массы (CME), которые обеспечили наблюдателям завораживающие северные сияния даже до Флориды.
Хотя всплеск X-класса оказался самым сильным в 2025 году, он также выбросил поток высокоскоростных протонов и других энергетических частиц в сторону нашей планеты — такое происходит очень редко. В этом году на Землю обрушилось около 20 всплесков класса X — но только тот, который произошел 11 ноября, сопровождался потоком протонов. В тот день, когда мониторы на Земле начали фиксировать повышенные уровни радиации, исследователи выпустили несколько стратосферных шаров с датчиками, чтобы отследить, как изменяется уровень радиации в атмосфере.
На высоте, на которой обычно летают коммерческие самолеты — примерно 40 000 футов (12 километров) — радиация кратковременно возросла до уровней в десять раз превышающих нормальный фоновый уровень от космических лучей. Если бы беременная женщина подверглась такому уровню радиации более 12 часов, это превышало бы предельно допустимый уровень, считающийся безопасным для плода. К счастью, по словам Бенджамина Клевера, исследователя космической погоды из Университета Суррея в Великобритании, худшее прошло приблизительно через два часа. «Обычно эти события достигают пика сразу и могут длиться лишь около получаса», — рассказал Клевре в интервью. «В этом случае событие официально завершилось за 15 часов, но только первые два часа были значительными.»
Корональные выбросы массы (CME) также выбрасывают облака энергетических частиц в межпланетное пространство. Эти частицы, содержащиеся в облаках магнитного плазмы, добираются до Земли за несколько дней. Протоны, выбрасываемые солнечными всплесками, однако, движутся почти со скоростью света и достигают планеты за считанные минуты, отметил Клевр.
Когда эти энергичные протоны попадают на верхние слои атмосферы Земли, они взаимодействуют с молекулами воздуха, вызывая дождь вторичных, менее энергетических частиц, таких как нейтроны, мюоны и электроны. Эти частицы постоянно оседают на поверхности Земли в результате удара нашей планеты космическими лучами, поступающими из самых дальних уголков галактики. Однако когда поток солнечных протонов достигает Земли, уровни радиации на поверхности и вокруг планеты резко возрастают. Это явление называется событием наземного уровня (GLE) и является довольно редким. На самом деле с начала измерений в 1940-х годах было зарегистрировано всего 77 таких событий, по данным Клевра.
Ученым не удается понять, почему некоторые солнечные всплески вызывают GLE, а другие — нет, и, следовательно, они не могут предсказать, когда произойдет всплеск радиации. «Мы не понимаем физику этого явления в достаточной степени, чтобы объяснить, почему некоторые солнечные всплески выбрасывают эти высокоскоростные частицы, а другие — нет», — сказал Клевр, чья команда проводила измерения данного события.
Тем не менее, GLE 11 ноября был лишь легким примером того, на что способно солнце. Самый мощный GLE, когда-либо зарегистрированный, произошел в 1956 году и был в шестьдесят раз сильнее. Даже более мощные, в тысячу раз превышающие GLE от 11 ноября, также возможны, как показывают радиоуглеродные исследования в древесных кольцах.
GLE не только потенциально опасны для здоровья человека (в дополнение к риску для нерожденных детей, облучение увеличивает риск рака у всех людей), но также могут вызвать серьезные сбои в работе электроники воздушных судов.
Неделю назад, за два недели до GLE 11 ноября, Airbus JetBlue, курсировавший над Флоридой, испытал резкое падение высоты, которое позже было связано с возможными сбоями в электрике, вызванными высокоэнергетическими частицами из космоса. Исследователи обеспокоены тем, что сильный GLE может вызвать массовые сбои в электронике самолетов, увеличивая риски опасных ситуаций на борту сотен, а возможно, и тысяч самолетов. Инцидент с JetBlue привел к травмам пассажиров, которые потребовали медицинской помощи.
«У пилотов могут срабатывать различные тревожные сигналы в кабине одновременно», — сказал Клевр. «Им, возможно, придется отключить и сбросить разные элементы оборудования. В худшем случае им может понадобиться управлять вручную.»
Исследователи настаивают на том, чтобы все самолеты были оснащены радиационными мониторами, которые помогут пилотам понять, что происходит. Во время сильных радиационных событий эфирные связи, которые позволяют общаться с наземным управлением, вероятно, тоже будут прерваны, что не позволит пилотам выяснить причины проблем. Поскольку GLE происходят неожиданно и их невозможно предсказать, многие самолеты окажутся в этих событиях в воздухе.
«Если вы находитесь в воздухе и все еще можете общаться с авиадиспетчером, вы могли бы снизиться на более низкую высоту или изменить свое местоположение», — пояснил Клевр. «Но существует вероятность того, что пилоты не смогут говорить по радио и им придется применять все другие меры смягчения.»
Таким образом, солнечная активность остается под внимательным наблюдением, ведь ее последствия могут касаться не только здоровья людей, но и безопасности авиаперевозок по всему миру.
Поделитесь в вашей соцсети👇

Ваш комментарий